» » » Русские адмиралы, флотоводцы, легенды Русского флота !!


Филиал Форума Тематической Филателии // АВИА-ФЛОТ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Филиал Форума Тематической Филателии // АВИА-ФЛОТ » Мореплавание и Флот Русского Мира » Русские адмиралы, флотоводцы, легенды Русского флота !
» » » Русские адмиралы, флотоводцы, легенды Русского флота !!


11 сентября отмечается один из Дней воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).
В Русско-турецкой войне 1787–1791 годов русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Фёдора Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра в северо-восточной части Чёрного моря.
28 августа (8 сентября) 1790 года в результате напряжённого боя 7 турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Во время сражения турки потеряли свыше 2 тысяч человек, в том числе более 700 пленными.
В 1944 году указом Президиума ВС СССР учреждены военная медаль и орден адмирала Ушакова, ставшие высшими наградами для воинов-моряков. В августе 2001 года адмирал Ушаков канонизирован в лике святых и стал небесным покровителем военных моряков.
Русские корабли неожиданно появились перед противником, стоявшим на якоре. «Неприятельский флот, - записано в флагманском журнале Ушакова, - обрубая якоря, будучи в беспорядке, вступил под паруса и побежал к стороне Дуная».
Немедленно, не перестраиваясь в боевой порядок, русская эскадра атаковала турецкий флот. Линия турецких судов расстроилась, и они стали спешно уходить к Дунаю. Только ночная темнота спасла турецкую эскадру.
На следующий день Ушаков возобновил преследование. Решительно атакуя, русская эскадра спешила сблизиться с противником. «Дистанция ружейного, даже пистолетного выстрела - и в картечь!»- такова была обычная тактика Ушакова, приводившая врага в замешательство. Именно эта тактика на сей раз принесла победу: 11 сентября 1790 года семь турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством.
Потери турок превысили две тысячи человек. Русские потеряли 21 человека, 25 человек были ранены.
Блестящая победа русского флота обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. Федора Ушакова в России прозвали «морской Суворов».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников









Русские адмиралы, флотоводцы, легенды Русского флота !

225 лет со дня рождения Ф.П. Врангеля (1797–1870), адмирала, члена – учредителя РГО
В январе исполнилось 225 лет со дня рождения Ф. П. Врангеля - русского мореплавателя, адмирала, одного из учредителей Русского географического общества

150-летие миссии Е.В. Путятина в Японию. 1852-1855 г.г.

Почта России выпустила почтовый блок из двух марок, гашение которого прошло 28 января в Музее русских экспедиций РГО в Пензенском литературном музее.
Выпущены еще три немаркированные карточки с пензенцами, чьи имена в той или иной мере связаны с Антарктидой.



Русские адмиралы, флотоводцы, легенды Русского флота !

Всероссийское общество спасения на водах, вице-адмирал Константин Николаевич Посьет
4 октября в почтовое обращение вышла марка, посвящённая 150-летию Всероссийского общества спасания на водах.





4 (16) апреля 1866 года по инициативе кронштадтских моряков в России возникло «Общество подания помощи при кораблекрушениях», председателем которого стал вице-адмирал Константин Николаевич Посьет. 7 (19) марта 1872 года состоялось первое заседание членов Общества, именно эту дату принято считать днём его создания. В 1890 году организация была переименована в «Общество спасания на водах», а в 1892 году получило название «Императорское Российское общество спасания на водах».
Существующее сейчас Всероссийское Общество Спасания на водах было восстановлено 31 марта 1970 года. Была создана сеть производственных предприятий Общества, которые наладили выпуск малогабаритных сборно-разборных бассейнов и аварийно-спасательного имущества.
На почтовой марке изображены членские значки ВОСВОД разных эпох.
Дополнительно к выпуску почтовой марки изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы и Санкт-Петербурга.
Потомок древнего французского рода Посьета де Россье, переселившегося в Россию при Петре I.
Окончил Морской корпус в 1836 г. плавал на Балтийском и Черном морях.
Ходил на Балтийском и Черном морях.
В 1841 году участвовал в описи и промере Финского залива.
В 1844 г. в чине лейтенанта на фрегате «Аврора» посетил Англию, где ознакомился с артиллерийским вооружением английского флота.
В 1847 г. издал книгу «Артиллерийское учение», а в 1849 году — «Вооружение военных судов» за которую Санкт-Петербургская Академия наук присвоила автору Демидовскую премию.
В 1852-1854 гг. в чине капитан-лейтенанта на фрегате «Паллада» (под командованием капитан-лейтенанта И. С. Унковского) совершил переход на Тихий океан и принимал участие в гидрографических исследованиях у восточного побережья Кореи и Южного Приморья.
В 1854-1855 гг. на фрегате «Диана» участвовал в дипломатической миссии контр-адмирала Е. В. Путятина; после гибели фрегата во время землетрясения в бухте Симода вернулся из Японии на построенной командой фрегата шхуне «Хеда» в Петропавловск, а оттуда к устью Амура. На баркасе «Надежда» поднялся вверх по Амуру и Шилке и сухим путем вернулся в Петербург; произведен в капитаны 1 ранга.
В 1856 г. командирован с дипломатическим поручением в Японию для передачи японскому правительству шхуны «Хеда», в знак признательности за оказанную русским морякам помощь.
В 1857 г. — командир учебно-артиллерийского корабля «Прохор».
В 1858-1874 гг. был воспитателем великого князя Алексея Александровича.
В 1868 г. произведен в вице-адмиралы. В 1870 г. сопровождал князя в поездке на север России по Мариинской и Северо-Двинской системе, а затем в плавании на корвете «Варяг», командуя отрядом из трех кораблей; посетил Белое море, Мурманское побережье и Новую Землю.
В 1871-1873 гг. командуя отрядом из трех судов (фрегат «Светлана», корветы «Богатырь» и «Витязь»), вновь плавал в Тихом океане; посетил Южную Америку (Мексику, Бразилию), откуда перешел к берегам Китая и Японии, и из Владивостока, через Сибирь, вернулся в Петербург, закончив третье кругосветное плавание.
В 1874 г. стал министром путей сообщения, в период его руководства министерством до 1888 г. было выстроено около 9000 верст железнодорожных путей, велась реконструкция и расширение транспортных путей, открыт Морской канал в Санкт-Петербурге.
В 1880 г. избран почетным членом Академии наук.
В 1882 г. присвоено звание адмирала.
С 1888 г. член государственного совета.
Учредил общество спасения на водах.
Посьет заслужил все высшие ордена Российской Империи — Александра Невского, Владимира I степени, Святой Анны, Станислава, Святого Апостола Андрея Первозванного, а также 11 орденов иностранных держав — Японии, Португалии и других стран.
Похоронен в Санкт-Петербурге.
По имени Посьета назван залив в заливе Петра Великого, мыс в Карском море, остров в Баренцевом море.
В 2015 году никому неведомое самообразовавшееся государство под офигительным названием Королевство Северный Бархант (Kingdom of North Barchant) в 2020 году выпустило марку повещенную спасением на водах с адмиралом. Спрашивается, где виртуальные государства и где Посьет. Я даже сходила и прочитала их страницу.

"Королевство Северный Бархант стало результатом самоотверженного труда группы людей, принимавших участие в спасении команды моряков, попавших в ловушку в мае 2010 года. Их корабли остались без поддержки в водах Атлантического океана. В судьбе моряков и решении их проблем принимала участие группа международных волонтеров и правозащитников. В результате слаженной работы волонтеров моряки смогли вернуться домой. Именно тогда возникла идея создания нового государства как полноценной площадки для защиты и объединения прав человека. 15 сентября 2015 года Королевство Северный Бархант было провозглашено независимым микрогосударством."
Связь очевидна, а филателистам очередная головная боль. Немного покопав, стало понятно, что это наши так развлекаются, а то Русскому Географическому Обществу видимо заняться нечем.
225 лет со дня рождения Ф.П. Литке (1797–1882), мореплавателя, географа, члена – учредителя РГО
14.11.2022
Художник-дизайнер – Ульяновский И.
Иллюстративный материал предоставлен – Русское географическое общество
225 лет назад родился один из основателей Русского географического общества Фёдор Петрович Литке. Активисты молодёжного клуба РГО " Пенза" при Пензенском областном отделении РГО познакомились с основными вехами жизни и деятельности великого исследователя, ученого, географа, мореплавателя, многолетнего вице- председателя РГО.
Активистка молодёжного клуба, студентка ПГУ Анастасия Богачкина подготовила материалы о жизни и деятельности Ф.П. Литке, мероприятие прошло в формате кинолектория, для просмотра был выбран фильм с кинопортала РГО «Фёдор Литке: «Бодрствуя, я служу!», «Адмирал, граф – не по наследству, а по заслугам!».
28 сентября (17 сентября по старому стилю) 1797 года в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев родился Фёдор Петрович Литке. Рано осиротев, воспитывался в семье родственников, получив начальное образование в пансионе, поступает волонтером в военно-морской флот. В 16 лет за участие в боях против французских частей в Данциге удостаивается Георгиевского креста и чина мичмана.


26 августа 1817 г. Федор Литке в составе кругосветной экспедиции под руководством капитана второго ранга Василий Головнина на шлюпе «Камчатка» отправился в свое первое двухлетнее плавание. Он пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и, преодолев водные просторы Тихого океана, прибыл на Камчатку. Шлюп «Камчатка» побывал в Русской Америке, посетил Гавайские, Молуккские и Марианские острова, прошел Индийский океан и достиг мыса Доброй Надежды. Пройдя по Атлантике, благополучно вернулся в Кронштадт.
Благодаря незаурядным личным качествам 24-летний лейтенант Федор Литке в 1821 году получил ответственное задание: возглавить экспедицию на малоизученную в то время Новую Землю. Для экспедиционных целей был специально построен 16-пушечный бриг с характерным названием «Новая Земля». Во время четырех экспедиций, были исследованы и описаны некоторые районы Мурманского берега, архипелаг Новая Земля, Белое море, восточная часть Баренцева моря. Результаты экспедиций приносят Литке известность и признание в научном мире. Позже Литке был назначен командиром строящегося на Охтинской верфи шлюпа «Сенявин», на котором совершил плавание к берегам Камчатки, в том числе для обеспечения защиты русских интересов в северной части Тихого океана.
Авторитет и популярность, известность в ученых и военно-морских кругах способствовали тому, что 1 февраля 1832 г. император Николай I назначает Федора Литке флигель-адъютантом, а в последствии – воспитателем своего сына, Великого князя Константина Николаевича.
Федор Петрович Литке, несмотря на вынужденную «сухопутную жизнь», продолжал заниматься научной деятельностью. В 1845 году по инициативе Литке было образовано Русское географическое общество, в котором он занял должность вице-председателя (председателем общества был Великий князь Константин Николаевич Романов).
Первое заседание Совета Русского географического общества состоялось 7 октября 1845 года, в своем выступлении Ф. П. Литке отметил:
«Наше отечество, простираясь по долготе более чем на полуокружность Земли, представляет само по себе особую часть света со всеми свойственными такому огромному протяжению различиями в климатах, явлениях органической природы и т. д. и такие совершенно особые условия указывают прямо, что главным предметом Русского географического общества должно быть возделывание географии России».
Федор Петрович Литке прожил долгий век, вырастил двоих сыновей (Константин Фёдорович Литке был тоже морским офицером, путешественником). В 1855 году ему было присвоено звание полного адмирала Академии наук. В 1864–1882 годах Литке был президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1866 году возведен в графское достоинство.
Имя Литке живет и по сей день, в честь него в 1873 г. учреждена почетная золотая медаль Общества, которая и поныне присуждается за «новые и важные географические открытия в Мировом океане и полярных странах». Имя Федора Литке нес на своем борту многие годы корабль, сделавший для России в Арктике достаточно много. Именем Литке названы 22 географических объекта в Арктике и Тихом океане, в том числе мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле, острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Норденшельда, пролив между Камчаткой и островом Карагинским. Фильм "Фёдор Литке:"Бодрствуя, я служу!", созданный при поддержке Русского географического общества можно увидеть на портале фильмов РГО.
В 2023 году отмечается 210-летие костромского адмирала Геннадия Невельского. Для увековечивания его памяти Костромским областным отделением РГО совместно с Костромским музеем-заповедником разработан просветительский проект «Морская слава Костромского края».
Геннадий Иванович Невельской, 1813-1876. Адмирал, исследователь Дальнего Востока


250-летию со дня рождения мореплавателя, исследователя, участника первой русской кругосветной экспедиции Юрия Фёдоровича Лисянского



В среду, 12 апреля, в Историко-культурном центре морского образования КМРК состоялось специальное гашение почтовой марки, выпущенной в честь 250-летия с со дня рождения русского мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. На церемонии присутствовали капитан-наставник М.В.Новиков, начальник БГАРФ А.В.Грунтов и директор Управления федеральной почтовой связи Калининградской области С.В.Аронов.
Специальное гашение почтовой марки – это особое мероприятие, которое организует ведомство почтовой связи в честь памятной даты. Спецгашение производится изготовленным для каждого случая специальным почтовым штемпелем. Марки, погашенные в этот день этим штемпелем, имеют особое филателистическое значение, ценность и уникальность.
Юрий Лисянский родился 6 марта 1773 года. С 10 лет он воспитывался в Морском кадетском корпусе, где подружился с Иваном Федоровичем Крузенштерном. После учебы Лисянский был произведен в гардемарины и назначен на 38-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота, на котором участвовал в четырех морских сражениях русско-шведской войны 1788-90 годов. В марте 1789 года Лисянский был произведен «за отличия» в мичманы, а в 1793 году — в лейтенанты.
В 1803—1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую в истории российского флота кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем (остров Лисянского, США). Позже он первым описал Гавайи в своей книге «Путешествие вокруг света». За три года беспрерывного похода корабли только 375 дней следовали вместе и 720 дней — самостоятельно. Во время плавания Юрий Федорович вел детальные наблюдения за ветрами и течениями, составлял минеральные, зоологические, этнографические и ботанические коллекции, выполнил описания десятков островов и многих сотен миль морских побережий. В 1806 году Лисянский благополучно привел свой шлюп назад в Кронштадт.
За это он получил чин капитана 2 ранга, был удостоен ордена Святого Владимира 3-й степени, премии и пожизненной пенсии. После «кругосветки» Юрий Федорович принял участие еще в нескольких морских боевых действиях англо-русской и русско-шведской войн, командовал отрядом «личных яхт Его Императорского Величества» из 9 судов. В 1809 году он ушел в отставку в чине капитана 1-го ранга.
Для процедуры специального гашения в Калининграде был изготовлен уникальный памятный штемпель одного дня. На штемпеле красуется надпись: «250 лет со дня рождения Ю.Ф. Лисянского» и указана дата 12 апреля 2023 г. Помимо города Калининграда 12 апреля памятные гашения проходят только в 2 городах — в Москве и Санкт-Петербурге.
На почтовой марке изображены портрет Ю.Ф. Лисянского и шлюпы «Нева» и «Надежда». Дополнительно к марке были выпущены конверты первого дня. Размер почтовой марки составляет 50×37 мм, номинал — 45 рублей. Из общего тиража в 108 тысяч штук в УФПС Калининградской области поступило 960 штук.
Спецгашение в Историко-культурном центре морского образования КМРК осуществили капитан-наставник Михаил Вячеславович Новиков, начальник БГАРФ Александр Владимирович Грунтов и директор Управления федеральной почтовой связи Калининградской области Сергей Владимирович Аронов.









Ф.П. Литке посвящены две почтовые марки СССР 1947 г. в серии, отметившей 100-летие Географического общества с опозданием на два года. На рисунке, повторяющемся на обеих марках, – портрет Литке и парусный корабль

17 января в рамках серии «Географические проекты России» в почтовое обращение вышла карточка с оригинальной маркой, посвящённая 175-летию со дня рождения флотоводца, учёного, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова
Степан Осипович Макаров (1849–1904) — русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, инициатор использования ледоколов. Разработчик русской семафорной азбуки (1895).
В 1865 году окончил по первому разряду морское училище в городе Николаевске-на-Амуре. В 1866–1867 годах совершил плавание на корвете «Аскольд» в Японию и Африку. С 1867 года служил на Балтийском флоте на корвете «Дмитрий Донской», а в мае 1869 года получил первый офицерский чин мичмана. Назначенный в 1869 году на броненосную лодку «Русалка», начал исследования по проблемам непотопляемости судна, предложил в этих целях разделять корабль на водонепроницаемые отсеки, устанавливать магистральные трубопроводы с мощными помпами и ответвлениями, использовать специальный пластырь для заделки пробоин. В дальнейшем он много раз обращался к исследованию проблемы непотопляемости корабля и опубликовал на эту тему несколько трудов, а в 1873 году на Всемирной выставке в Вене демонстрировал своё изобретение — пластырь для заделки пробоин судов.
В 1886 году принял под команду корвет «Витязь», на котором в 1886–1889 годах совершил кругосветное плавание и провёл ряд научных исследований. С 1894 по 1896 год совершил второе кругосветное путешествие. В 1896 году был произведён в вице-адмиралы и стал командующим эскадрой Балтийского флота. Им выдвинута идея создания мощного ледокола для исследования Арктики. С 1897 по 1898 год С.О. Макаров лично руководил постройкой на верфях Ньюкасла созданного по его проекту первого мощного ледокола «Ермак».
С.О. Макаров внёс значительный вклад в решение задач строительства и применения флота, улучшения боевых качеств кораблей, гидрографии, кораблестроения, обучения и воспитания военных моряков; разработал тактику броненосного флота и др.
На основной иллюстрации изображён портрет С.О. Макарова; на фоне — корвет «Витязь», карта Тихого океана с указанием пути судна, а также логотип РГО. На оригинальной марке — изображения, символически отражающие географические проекты.
Дополнительно к выпуску почтовой карточки с оригинальной маркой изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы и Санкт-Петербурга.
Художники-дизайнеры: С. Капранов, Х. Бетрединова.
Тираж: 5 тыс.


Почтовый конверт с оригинальной маркой выпущен к 125-летию Жидилова Евгения Ивановича

31 января в рамках серии «К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» в почтовое обращение вышел конверт с оригинальной маркой, посвящённый 125-летию со дня рождения военачальника Евгения Ивановича Жидилова
К 125-летнему юбилею выдающегося советского военачальника Жидилова Евгения Ивановича, Почта России выпустила в обращение конверт с уникальной маркой. Конверт стал частью серии, посвященной знаменитым историческим личностям и знаменательным датам.
Евгений Иванович Жидилов — генерал-майор, герой Великой Отечественной войны, участник обороны Севастополя, командующий 13-м гвардейским стрелковым корпусом.
Выпуск конверта — это дань уважения к памяти героя и возможность для всех граждан сохранить и передать историю своим потомкам через такие памятные вещи.
На оригинальной марке изображена эмблема празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; на основной иллюстрации — портрет Е.И. Жидилова на фоне карты и военных действий обороны Севастополя в 1942 году.
Дополнительно к выпуску конверта с оригинальной маркой изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы, Нижнего Новгорода и Севастополя.
Марка, посвящённая 225-летию взятия русской эскадрой под командованием Ф.Ф. Ушакова крепости Корфу, уже в почтовом обращении
18 апреля в почтовое обращение вышла марка с надпечаткой, посвящённая 225-летию взятия русской эскадрой под командованием Ф.Ф. Ушакова крепости Корфу

Русский флотоводец, адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков (1745−1817), командующий Черноморским флотом в 1790–1798 годах. Одержал победу в 43 морских сражениях, в которых принимал участие и во всех не потерял ни одного корабля, никто из его подчинённых не был пленён.
В конце XVIII века революционные войны Франции привели к тому, что на Средиземном море многие ключевые пункты, в том числе Ионические острова, контроль над которыми позволял распространять своё влияние на Балканы, оказались захвачены французами. При поддержке небольшой турецкой флотилии во главе с Кадырбеем, черноморской эскадре Ф.Ф. Ушакова было поручено взять под контроль Ионические острова, которые удалось захватить уже к началу ноября 1798 года. Оставалось взять только хорошо укреплённый остров Корфу.
В порту острова Корфу были захвачены фрегат «Брюне», бомбардирское судно, две галеры, четыре полугалеры, линейный корабль «Леандр», три купеческих судна и несколько других кораблей. На Ионических островах была образована Республика Ионических островов, которая некоторое время была базой русского черноморского флота, после взятия Корфу, что поставило точку в претензиях Франции на средиземноморское господство.
Император Павел I за этот штурм произвёл Фёдора Фёдоровича Ушакова в адмиралы и наградил бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского, османский султан — челенком, высшей наградой Османской империи, а неаполитанский король — орденом святого Януария I степени.
На почтовой марке изображён портрет Ф.Ф. Ушакова, Андреевский флаг, линейный корабль «Святой Павел», карта острова Корфу и близлежащих территорий, а также надпечатка нового номинала и текст «225 лет взятию крепости Корфу», на полях марочного листа — «225 лет взятию крепости Корфу эскадрой под командованием Ф.Ф. Ушакова».
ПОЧТА РОССИИ
Герой советской Арктики Эрнст Кренкель в отечественной филателии – часть вторая




Он участвовал в самых известных полярных проектах и экспедициях прошлого века. А началась его арктическая биография ровно 100 лет назад
О многих эпизодах удивительной жизни и захватывающей судьбы легендарного советского полярника, профессионального радиста, известного общественного деятеля, Героя Советского Союза, первого председателя Всесоюзного общества филателистов, почётного члена Географического общества СССР, доктора географических наук, многогранного интереснейшего человека Эрнста Теодоровича Кренкеля (1903–1971), отражённых на почтовых марках, конвертах, открытках, я уже не раз рассказывал в предыдущих публикациях. Так случилось, что он (один из немногих) всегда оказывался в эпицентре почти всех самых ярких, порой драматических полярных эпопей ХХ века. Сегодня я продолжаю «рисовать», начатый здесь, цельный «филателистический» портрет этого человека-легенды, арктическая «карьера» которого началась ровно 100 лет назад – в 1924 году.
Эпопея «Челюскина»
12 декабря 1932 года в Москву, после завершения похода «А. Сибирякова», возвратился Отто Юльевич Шмидт. 17 декабря Совет Народных Комиссаров СССР принял решение об организации нового учреждения – Главсевморпути. Начальником Главсевморпути Совнарком назначил О. Ю. Шмидта. Новорожденное Главное управление Севморпути и его энергичнейший начальник очень быстро заявили о себе. Тщательно обосновав идею нового полярного сквозного плавания, Шмидт обратился в правительство. Дальше события развивались стремительно.
10 августа 1933 года абсолютно новенький, казалось бы, самый современный по тем временам ледокольный пароход «Челюскин», на борту которого находилось более ста пассажиров и членов экипажа, вышел из Мурманска и взял курс на восток. Это был его фактически первый и, как оказалось, последний рейс.
«Челюскин» должен был повторить и закрепить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию Северным морским путём из Белого моря в Тихий океан. Возглавили экспедицию всё те же – Отто Шмидт и капитан корабля Владимир Воронин. Снова работал на судне и радист Эрнст Кренкель.
Он вспоминал: «Привычный полярный "большак" привел нашего "Челюскина" к Новой Земле. Мы вошли в Карское море, не замедлившее показать нам и свой плохой характер, и беззащитность нашего "Челюскина" перед настоящими полярными льдами. Мы увидели их 13 августа 1933 года. Словно агрессивные форварды футбольной команды, льды бросились на наш корабль. С ходу в наши ворота был забит гол, неприятный для нас своей неожиданностью. Согнутый стрингер, сломанный шпангоут, срезанные заклепки и течь красноречиво свидетельствовали – наш "Челюскин" первого ледового экзамена не выдержал. Но решили продолжить путь...».
ДАЛЕЕ по ссылке!
Россия-2024. 225 лет со дня взятия крепости Корфу.



27 ноября вышла почтовая карточка с оригинальной маркой к 150-летию Александра Колчака


Тираж почтовой карточки - 4 500 экземпляров, что делает ее сразу же уникальной и редкой.
27 ноября 2024 года в рамках серии «Географические проекты России» в почтовое обращение вышла карточка с оригинальной маркой, посвящённая 150-летию со дня рождения полярного исследователя Александра Колчака.
На основной иллюстрации изображён портрет Александра Колчака, на фоне - ледокол «Вайгач» и логотип Русского географического общества; на оригинальной марке - изображения, символически отражающие географические проекты.
Художники-дизайнеры - Сергей Капранов и Иван Ульяновский.
К сожалению, Иркутск не был включен в список городов, где изготовлены штемпеля специального гашения. Почта России решила ограничиться Москвой и Петербургом.
Напомним, что в Иркутском краеведческом музее открылась выставка «А. В. Колчак – известный и неизвестный».
Россия // Первооткрыватели, Мореплаватели Русской Америки : Шелехов Баранов Кусков

Мореплавание и Флот на почтовых марках » Русские адмиралы, флотоводцы, легенды Русского флота !

К 250-летию со дня рождения адмирала А.С. Грейга.


Алексей Самуилович Грейг принадлежал к той интеллектуальной когорте морских офицеров, которые не только с честью служили России, но и вкладывали силы и знания в развитие отечественного флота. Он являл собой уникальный образец боевого офицера, обладавшего обширными академическими познаниями, талантами администратора, инженера-кораблестроителя и математика; именно благодаря его математическим способностям Черноморский флот успешно пополнялся новыми усовершенствованными кораблями. «Этот передовой деятель представлял собой идеал глубокого ученого-моряка, моряка-практика и цельно образованного человека», — говорили о нём современники1.
Специалисты-историки обращались к личности А.С. Грейга довольно редко и весьма поверхностно, упоминая его главным образом как участника двух войн с Турцией (1806—1812 и 1828—1829 гг.). Комплексных научных трудов об этом адмирале — с уклоном на изучение его как инженера с математическими познаниями, которые он применял при проектировании судовых конструкций — практически не существует. В работах о выдающихся математиках, внёсших весомый вклад в развитие флота России, освещались лишь отдельные документы о новаторской деятельности адмирала в области отечественного кораблестроения2. Настало время, опираясь на ранее не публиковавшиеся данные из архивохранилищ Санкт-Петербурга и Москвы, восполнить этот пробел.
А.С. Грейг, будущий главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя, кавалер ордена Св. Георгия 2 класса, член Государственного совета, родился в Кронштадте 6 сентября 1775 года в семье известного адмирала времён царствования Екатерины II Самуила Карловича Грейга. Тот период ознаменовался громкими победами российского оружия в ходе недавно завершившейся войны с Османской империей (1768—1774), когда российские войска овладели сильными и стратегически важными турецкими крепостями на Дунае и на Днестре — Хотином, Тульчей, Исакчей и Мачином. За победу при Чесме в 1770 году отцу Алексея, капитану 1 ранга Самуилу Грейгу, императрица присвоила звание контр-адмирал и наградила высшим военным орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 2 класса. В 1775 году он был назначен главным командиром Кронштадтского порта, а его новорождённый сын зачислен в мичманы, о чём имеется запись в послужном списке последнего3. С самого рождения Алексею Самуиловичу предназначалось судьбой связать свою жизнь с флотом.
Императрица Екатерина II понимала, что алгоритм усиления флота длителен и сопряжён со множеством проблем, решать которые предстояло молодым офицерам и корабельным мастерам. Но в тот период приобрести новейшие профессиональные знания они могли только в развитых морских державах с большим судостроительном опытом и накопленной практикой мореплавания. Именно поэтому в 1785 году 9-летний Алексей Грейг был отправлен государыней на стажировку в Англию, где он «находился на разных судах в кампаниях»4.
В 1788 году Российская империя оказалась втянутой в войну одновременно на двух театрах — на юге с Турцией и на Балтике со Швецией. Открытие этих кампаний совпало с возвращением Алексея Грейга из-за границы, и, несмотря на юный возраст, он принял участие в боевых действиях против шведов. Стоит отметить тот факт, что его отец, встретивший войну в звании полного адмирала — главнокомандующего морскими и сухопутными силами России и поднявший свой флагманский флаг на 100-пушечном «Ростиславе», не позволил сыну находиться рядом с собой. Алексей Грейг, получивший чин лейтенанта, начал службу на 74-пушечном корабле «Мстислав» под командованием талантливого офицера капитана 1 ранга Г.И. Муловского. 6 июля 1788 года он принял участие в своём первом крупном морском сражении у острова Гогланд. Гогландское сражение, выигранное адмиралом С.К. Грейгом, принесло России стратегический успех, сорвало планы шведского короля Густава III по захвату Петербурга и блокаде русского флота в Кронштадте. При этом шведский флот так и не смог получить господства на море.
Осень 1788 года принесла юному лейтенанту тяжёлые испытания — в октябре, в разгар войны со шведами, на своём флагманском корабле «Ростислав» скончался его отец адмирал С.К. Грейг. Чтобы облегчить страдания Алексея, Екатерина II вновь отправила его на Альбион, куда он отплыл на следующий год уже в звании капитан-лейтенанта вместе с младшим братом Карлом. Он участвовал в длительных плаваниях по Средиземному морю, в Атлантике и Тихом океане, пройдя полноценную практическую выучку и получив отличные рекомендации от командиров английских кораблей и лордов Британского адмиралтейства.
В соответствии с подписанным 8(29) декабря 1798 года в Петербурге союзным договором между Россией и Англией, направленным против бонапартистской Франции, в марте 1799 года английский король Георг III предложил российскому императору Павлу I провести совместную высадку десанта в Голландии, оккупированной французами и переименованной ими в Батавскую республику. Целями Голландской экспедиции стали освобождение Голландии от французских войск, лишение голландцев флота (как союзников Франции) и восстановление законного правления Штатгальтера Вильгельма Оранского. Капитан 1 ранга А.С. Грейг в качестве командира трофейного шведского корабля «Ретвизан» участвовал в экспедиции и по её результатам был награждён за боевые заслуги орденом Св. Анны 2-й степени5.
Однако вскоре российско-английские отношения дали серьёзную трещину, и 12 ноября 1800 года последовал императорский указ Государственной адмиралтейств-коллегии о принудительном выезде в Москву морских офицеров английского происхождения: «Находящихся в Балтийских и Черноморских флотах флагманов, капитанов и других офицеров кои из англичан, кроме капитана Грейга 1го (А.С. Грейга. — Прим. авт.) и лейтенантов Грейга 2го (К.С. Грейга. — Прим. авт.) и 3го (С.С. Грейга. — Прим. авт.), отправить всех в Москву, где и остаться им впредь до дальнейшего повеления»6. Таким образом, император сделал исключение лишь для трёх сыновей покойного адмирала Самуила Карловича Грейга (Алексея, Карла и Самуила) в уважение заслуг их отца перед Российской державой и в знак полного им доверия.
В 1801 году престол занял император Александр I, который по примеру своей бабушки Екатерины Великой вознамерился способствовать развитию отечественного флота и «постановить Морские силы и все сопряженные с ними части на основаниях, наиболее сходственных с нынешним состоянием первенствующих в Европе флотов». К «первенствующим» Александр I относил прежде всего флоты соседних государств Балтики — Швеции и Дании, и для достижения паритета с ними он в 1802 году учредил «особливый Комитет», который в подлинных документах значился как «Комитет, учрежденный для образования флотов». По желанию императора членами комитета стали адмирал Н.С. Мордвинов, вице-адмирал П.К. Карцов, контр-адмиралы П.В. Чичагов и М.К. Макаров, а также капитан 1 ранга А.С. Грейг. Комитету предстояло решать множество задач — от наращивания темпов кораблестроения и реконструкции инфраструктуры портов Российской империи до увеличения срока службы судов7. Участие А.С. Грейга в делах комитета продлилось недолго — в 1804 году он получил приказ императора отплыть в Ионическое море.
При Александре I военное присутствие морских сил России в Ионическом море с базированием на остров Корфу продолжалось, и на их усиление был направлен отряд под начальством капитан-командора Грейга8. Во время пребывания на острове перед Алексеем Самуиловичем встала проблема ремонта кораблей и фрегатов, а следовательно, поставок строевого леса. В составе отряда тогда находился один из талантливых корабельных мастеров — Илья Разумов, прошедший стажировку на королевских верфях Англии. Он-то и стал Грейгу надёжным помощником.
Важно отметить, что процесс проведения судоремонтных работ отличался не меньшей сложностью, чем постройка нового корабля. Например, замена повреждённого рангоута (мачт, стеньг и реев) или отдельных его частей требовала точных инженерных расчётов, поскольку от правильно рассчитанных весовых нагрузок зависели последующая остойчивость корабля и его важные тактические элементы — водоизмещение и скорость хода. Такими же сложными являлись работы по корпусу, когда мастеру приходилось менять сгнившие деревянные части набора, внутренней и внешней обшивки. А если возникала неизбежность установки на корабль дополнительной артиллерии, то менялся его ранг в сторону увеличения, и ответственность за такого рода работы также лежала на Грейге и на корабельном мастере. В этих вопросах Алексею Самуиловичу пригодился его заграничный опыт, когда он с юных лет наряду с практическим плаванием получал познания в области корабельной архитектуры.
В архивных документах содержится статистика материалов по судоремонтным работам во время пребывания отряда на Корфу, представленная командирами кораблей в их рапортах и откорректированная Грейгом. Это длинные перечни размеров наборного дерева, количества густой и жидкой смолы для покрытия палуб в целях их гидроизоляции, парусины, деревянных блоков, такелажных верёвок, чугунных котлов для варки пищи и многого другого. Так, в своём рапорте от 30 сентября 1804 года командир корабля «Святая Елена» докладывал о «неимении припасов корабельных в магазинах, замков висячих, бугелей двойных, железа круглого и полосного, гвоздей медных» и других материалов, необходимых для поддержания корабля в боеспособном состоянии9.
Бόльшую часть материалов получить на Корфу не представлялось возможным, и Грейгу приходилось искать содействия представителя России в Константинополе Андрея Яковлевича Италинского. В соответствии с действовавшим русско-турецким союзом от 1798 года Турция обязалась снабжать российскую эскадру провизией и обеспечивать её ремонт. Пользуясь этой возможностью, Алексей Самуилович 2 февраля 1806 года обращался к русскому представителю:
«На Корфском рейде
Милостивый Государь Андрей Яковлевич! Почтеннейшее начертание Вашего Превосходительства от 25го числа октября месяца прошлого 1805 года с приложением копии перевода с фермана, выданного на позволение вырубки леса в острове Тассо, я имел честь получить. По силе оного [фермана] отправил немедленно к означенному острову один из военных транспортов с нужными к командующему оным по сему предмету наставлениями»10.
После завершения зимней кампании Грейг крайне нуждался в мачтовом лесе, которым изобиловал именно остров Тассо в Эгейском море, поэтому и обратился через Италинского к турецким властям. Турки фирман выдали, но, когда российское транспортное судно пришло на остров, начальствовавший там паша почти месяц «мариновал» русскую команду, после чего выдал ничтожное количество древесины. Грейг, возмущённый этим поступком, писал Италинскому: «Недоброжелательство тамошних начальников, их недоверчивый и подозрительный нрав, разные предлоги и увертки» препятствуют проводить качественный ремонт судов и тем затрудняют подготовку к летней кампании11.
Волнения Алексея Самуиловича оказались не напрасными — в том же 1806 году разразилась очередная война с Османской империей, и в мае—июне 1807 года он уже в звании контр-адмирала (флаг на 74-пушечном корабле «Ретвизан) в составе эскадры под начальством вице-адмирала Д.Н. Сенявина принял участие в двух крупных морских сражениях с турецким флотом — Дарданелльском и Афонском, за что был награждён орденом Св. Анны 1-й степени.
В 1816 году Александр I назначил ставшего вице-адмиралом А.С. Грейга главным командиром Черноморского флота и портов, военным губернатором Севастополя и Николаева. В тот период взгляды Алексея Самуиловича на концепцию развития Российского флота формировались под влиянием двух факторов — инженерно-технических достижений и эволюции английской и российской кораблестроительных школ. Английское практическое кораблестроение значительно обогатилось в эпоху Наполеоновских войн, когда на королевских верфях строили собственные корабли и фрегаты по образцам французских призовых судов, при этом совершенствуя их конструкции и парусное вооружение. Вместе с тем продолжительная война с Турцией (1806—1812 гг.) побуждала и российских мастеров улучшать мореходные качества кораблей.
На черноморских верфях трудились выдающиеся мастера — Михаил Суровцов, Илья Разумов, Андрей Мелихов, Иван Амосов, которые по итогам выполнения флотом боевых задач и его длительного пребывания в море, в т.ч. в штормовых погодных условиях, доводили рангоут до оптимальных размеров и строили новые корабли из качественного сухого дуба. Главные приоритеты отдавались таким важным конструктивным и тактическим элементам, как остойчивость, поворотливость, послушность рулю, плавная качка, скорость хода, дальность плавания и артиллерийское вооружение. Чтобы действовать орудиями нижнего дека (нижней орудийной батареи) в сильную волну и при крене, нижние орудийные порты на двух- и трёхдечных кораблях были подняты от воды. Такие новшества приводили к изменению всего архитектурного силуэта, особенно носовой части. Чтобы корабль «мог легко всходить на волну, не зарываясь в нее», обводы стали несколько острее, увеличилась длина судна в большей пропорции к ширине.
Во второй половине царствования Александра I в составе Черноморского флота находились девять кораблей новой постройки, из них два со 110 орудиями — «Париж» и «Император Франц»12. В техническом усовершенствовании судов на верфях Николаева и Севастополя непосредственное участие принимал адмирал А.С. Грейг. Новаторские методы и удачные инженерные решения как его самого, так и южнороссийских мастеров способствовали повышению остойчивости кораблей, что отражено в документе от 1828 года: «Установлен легкий и весьма удобный способ поперечного скрепления судов. Цель сего средства состоит в том, чтобы отвратить движение бортов при боковой качке или при сильном крене корабля, от чего верхняя часть оных скоро приходит в слабость. Польза сего способа уже доказана на опыте в нескольких судах, а особливо на корабле Император Франц, у которого борты начали иметь сильное движение. Но сим средством, при незначительных издержках, был скреплен и боковое движение прекращено»13.
При проектировании судовых конструкций А.С. Грейг применял логарифмический метод расчётов площади грузовой ватерлинии. В Российском государственном архиве Военно-морского флота были обнаружены несколько документов на русском и английском языках, принадлежавших Алексею Самуиловичу и корабельному мастеру Михаилу Суровцову (расчёты М. Суровцова по проектированию корпусов, трактат Грейга «Логарифмический способ составления чертежей кораблям и судам всякого рода» и его расчёты по корпусу на английском языке, датированные 1817 г.)14. В своём трактате Грейг изложил важные, в его понимании, положения, главные из которых он отнёс к применению закона постепенности в кораблестроении. С помощью этого закона при проектировании судовых конструкций адмирал получал оптимальные обводы подводной части («образ и величину подводной части»). Алексей Самуилович подчёркивал: «Обводы должны образовывать плавные, согласные кривые линии, и тогда корабль будет хорош, мореходен и добрых качеств». В том же трактате он рассмотрел «симметрический способ образования кормовой части»15. Позже адмирал в рапорте под № 2151 от 4 декабря 1832 года доложил начальнику Главного морского штаба Е.И.В. князю А.С. Меншикову о «способе, по которому корпуса судов образуются на математических основаниях», а следом в Николаеве вышла его книга под названием «Краткое описание способа, по которому корпуса судов образуются на математических основаниях. Сочинение Адмирала Грейга»16.
При проектировании судовых конструкций корабельные мастера, работавшие с Грейгом, совершенствовали методы предотвращения перегибов, для чего применяли прочные диагональные деревянные связи в трюмах. Алексей Самуилович как главный морской начальник также принимал действенные меры по увеличению срока службы судов, поскольку черноморский червь «славился» своей активностью. 4 декабря 1817 года он подписал распоряжение «О введении медного крепления в подводной части», обосновывая это тем, что срок службы корабля с медным креплением увеличится17. В итоге на черноморских верфях ранее, чем на Балтике, была введена обшивка подводной части корпусов медными листами на войлоке, что в первой трети XIX века считалось техническим новшеством. Под медную обшивку клали сукно и плотно свалянный войлок из овечьей шерсти, которые перед применением обильно пропитывали смолой. Смолёное сукно клали под металлические вещи — скобы, рулевые петли, кницы, отделяя дерево от металла, поскольку ржавчина способствовала быстрой порче древесины. Для защиты от гниения сукно клали и под деревянные части набора, особенно в трюме. На один линейный корабль уходило от 400 до 500 листов войлока.
По инициативе Грейга мастера применяли улучшенные методы конопатки корпусов и широко использовали серу, которую смешивали с жидкой горячей смолой, и этой смесью покрывали поверхность подводной части корпусов вплоть до бархоута. В этой связи представляют интерес материалы, которыми они пользовались при проведении судостроительных и судоремонтных работ: «Сало говяжье, сажа голландская, мел белый комовый, гвозди железные костыльковые и плоскошляпочные, лак спиртовой, сукно овечье, ветошь тонкая, стекло битое, проволока железная шпилечная, воск желтый, кожа помповая 1 сорта, кожа брандспойтовая, кожа юфтенная, свинец кусковой, олово трутовое»18.
При Алексее Самуиловиче на всех судах Черноморского флота каменно-песчаный балласт заменили чугунным, что значительно улучшило их остойчивость. Грейг распорядился ввести громоотводы на кораблях и правила противопожарной безопасности, заменить кирпичные камбузы железными, а пеньковые канаты — якорными цепями. Под его контролем николаевские мастера построили серию превосходных 84-пушечных кораблей — «Память Евстафия», «Императрица Екатерина II», «Анапа» («Анап»), «Пимен», «Пантелеймон», которые составили боевое ядро Черноморского флота в войне России с Турцией в 1828—1829 гг. Черноморские линейные корабли и фрегаты по боевым возможностям не уступали западным аналогам, отличались добротностью постройки, обладали хорошими мореходными качествами.
Со вступлением на престол императора Николая I в 1825 году морская доктрина империи предусматривала возведение России на уровень третьей по силе морской державы после Англии и Франции. В 1826 году А.С. Грейг обращался в утверждённый императором Комитет для образования флота с письменными ходатайствами, которые были сгруппированы в документе под общим названием «Записки во время пребывания Господина Главного Командира в Санкт Петербурге в Комитет для образования флота, Высочайше утвержденный, внесенные»19. В записке от 22 февраля Грейг обосновал необходимость увеличить вооружение кораблей 1 ранга до 120 орудий вместо прежних 100 и 110 и довести количество кораблей со 120 пушками на Чёрном море до пяти единиц, а 84-пушечных — до 10 единиц. Он подчёркивал: «Сила, флот или эскадру составляющая, зависит не столько от числа судов, сколько от величины и силы каждого из них. Истина сия, доказанная многими примерами в сражениях на море, побудила морские державы постепенно увеличивать размер судов всякого ранга». Другими словами, адмирал исходил из принципа концентрации огня орудий одного борта и увеличения массы выбрасываемого металла в снарядах, что зачастую решало исход сражения. В этой связи Грейг ссылался на пример Франции, которая уже на рубеже XVIII—XIX вв. имела два 120-пушечных корабля — «Lе Montagne» и «Lе Commerce de Marseilles». На Чёрном море в начале царствования Николая I судов такого класса не было. Алексей Самуилович предлагал также повысить ранг линейных фрегатов — со 44 до 60 пушек (чтобы фрегаты наряду с кораблями могли вставать в линию баталии) и довести их количество до 10 единиц20.
Инициативы адмирала в области развития флота получили практическую реализацию после завершения войны с Турцией 1828—1829 гг., в которой он проявил себя как флотоводец уже в качестве самостоятельного начальника флота (флаг на 110-пушечном корабле «Париж»).За взятие сильной и стратегически важной турецкой крепости Анапа на восточном побережье Чёрного моря Николай I удостоил его звания полного адмирала, а за взятие Варны — ордена Св. Георгия 2-й степени.
Осенью 1828 года Алексей Самуилович, вернувшись с флотом в Севастополь, обнаружил там острую нехватку строевого леса и сортового железа, что затрудняло производство судоремонтных и кузнечных работ, крайне необходимых для продолжения кампании. Ему пришлось принимать срочные меры по закупкам леса, о чём свидетельствует документ от 13 ноября 1828 года, согласно которому было решено привлечь местное купечество, заключив с ним договора на поставку в Николаев и Херсон крымского дуба хорошего качества, а также привозить дуб из Подольской губернии21.
В ноябре 1831 года в Николаеве состоялась закладка первого на Черноморском флоте трёхдечного корабля 120-пушечного ранга, который получил наименование «Варшава». Проектировал «Варшаву» адмирал А.С. Грейг по излюбленному им параболическому методу, а постройкой занимался мастер И.Я. Осминин. Сослуживцы Алексея Самуиловича высоко отзывались о «Варшаве», считали его образцовым и наиболее мощным в своём классе боевым кораблём. Стоит упомянуть и о том, что адмирал Грейг положил начало принципиально новому типу судов на Чёрном море — пароходам, обосновав выгоды их боевого применения как вспомогательных линейным кораблям и фрегатам. Ко времени переезда Грейга в Петербург в 1834 году, как справедливо подметил его биограф Ю.С. Крючков, он «сделал Черноморский флот боеспособным на ходу в свежий ветер, а не только в слабый или при стоянке на якоре, как ранее, когда один или оба флота действовали на якорной стоянке и, как правило, в штиль»22.
В последние годы своей жизни А.С. Грейг возглавлял комитет по строительству обсерватории на Пулковских высотах, открытой 19 августа 1839 года. В 1843 году адмирал получил свою последнюю награду — орден Св. апостола Андрея Первозванного. Скончался прославленный флотоводец и кораблестроитель в 1845 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В 1883 году в его честь был поставлен памятник в Николаеве (скульптор А.М. Опекушин), демонтированный в начале 1920-х годов. Имя адмирала отразилось в названиях географических объектов, открытых служившими под его началом Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.Н. Станюковичем: остров Грейга (совр. Ниау) в Тихом океане и мыс Грейга в Беринговом море.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Адмирал А.С. Грейг: из воспоминаний моряка // Морской сборник. 1861. № 12. С. 130.
2 Зубов Б.Н. Развитие кораблестроения на юге России. Калининград: Кн. изд-во, 1990; История отечественного судостроения. Т. I. СПб.: Судостроение, 1994; Крючков Ю.С. Алексей Самуилович Грейг. М.: Наука, 1984; Евграфова И.В. К истории отечественной научной школы математических методов корабельного проектирования (XVIII — первая треть XIX века) // Современная научная мысль. 2023. № 2. С. 237—342; она же. Вклад выдающихся математиков в развитие Российского военно-морского флота в XVIII — первой трети XIX века // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5(109). С. 200—208.
3 Послужной список вице-адмирала А.С. Грейга. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 7. Д. 123. Л. 7—12; Оп. 2. Д. 178. Л. 40—45.
4 Там же. Оп. 2. Д. 178. Л. 40 об.
5 Там же. Д. 1. Л. 28—29 об.; Оп. 7. Д. 123. Л. 9. Подробнее о Голландской экспедиции см.: Гребенщикова Г.А. Россия и Англия в конце XVIII — начале XIX века: от союза к войне // Военно-исторический журнал. 2020. № 9.
6 РГА ВМФ. Ф. 227. Оп. 1. Д. 75. Л. 25.
7 Там же. Д. 84. Л. 31; Ф. 148. Комитет образования флота. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
8 Там же. Ф. 166. Канцелярия Морского министра. Оп. 1. Д. 545. Л. 61. От 2 октября 1804 года.
9 Там же. Ф. 193. Военно-походная канцелярия контр-адмирала А.С. Грейга по командованию отрядом судов в Средиземном море. Оп. 1. Д. 1. Л. 100—102; Д. 6. Л. 95—101, 108.
10 Архив внешней политики Российской империи МИД РФ (АВПРИ). Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/1. Д. 3209. Л. 4.
11 Там же. Л. 6, 6 об.
12 РГА ВМФ. Ф. 19. Оп. 4. Д. 24. Л. 135—140.
13 Там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 34. Л. 22 об.
14 Там же. Оп. 4. Д. 463. Л. 1—2 об.; Д. 198. Л. 2—36; Оп. 3. Д. 190. Тетрадь с таблицами геометрических вычислений. Л. 1—6 об.
15 Там же. Оп. 4. Д. 198. Л. 3—4, 16.
16 Там же. Ф. 205. Оп. 1. Д. 1199. Л. 1.
17 Постановления о улучшении кораблестроения, Адмиралом Грейгом в разное время сделанные. Николаев: Черноморское депо карт, 1830. Л. 2.
18 Материалы, применяемые в судостроении и судоремонте в первую половину XIX века. РГА ВМФ. Ф. 19. Оп. 4. Д. 22. Л. 154—165.
19 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 216. Грейги: С.К. и А.С. Д. 70.
20 Там же. Л. 1, 7—11.
21 Записка А.С. Грейга «О причине оказавшегося в 1828 году в Севастополе недостатка лесов и материалов для поправления флота, необходимо нужных» // Там же. Ф. 477. Мелихов В.И. Д. 3. Л. 3—11.
22 Крючков Ю.С. Указ. соч. С. 53, 54.
205-я годовщина открытия Антарктиды


Вы здесь » Филиал Форума Тематической Филателии // АВИА-ФЛОТ » Мореплавание и Флот Русского Мира » Русские адмиралы, флотоводцы, легенды Русского флота !