Ледокольный Флот Великой России
Ледокольный Флот Великой России
Сообщений 1 страница 30 из 30
Поделиться12019-04-23 10:45:35
Поделиться32019-05-11 15:14:33
Ледокольный Флот Великой России
Поделиться52019-07-31 20:10:46
Ледокольный Флот Великой России
Поделиться62019-07-31 20:11:12
Ледокольный Флот Великой России
Поделиться72019-07-31 20:11:40
Ледокольный Флот Великой России
Поделиться82019-07-31 20:12:07
Ледокольный Флот Великой России
Поделиться92019-07-31 20:12:31
Ледокольный Флот Великой России
Поделиться102019-07-31 20:54:51
Ледокольный Флот Великой России
Поделиться112019-10-22 20:52:39
23 октября начался легендарный дрейф ледокола «Георгий Седов»
23 октября 1937 года начался легендарный арктический дрейф ледокола «Георгий Седов». Летом научная экспедиция занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых. Программа была почти выполнена, когда корабль отправили на помощь судам «ленинского» каравана, которые застряли во льдах на юго-западе моря Лаптевых. Труд нескольких ледоколов оказался напрасным: пробитые каналы быстро замерзали. Три корабля: ледокол «Георгий Седов» и пассажирские «Садко» и «Малыгин» не смогли выбраться из ледяного плена. Им пришлось остаться на зимовку.
Пароход ледокольного типа «Георгий Седов» построили в Шотландии в 1908 году, а в 1916 году его купило Министерство торговли и промышленности России. Назвали корабль в честь нашего земляка – старшего лейтенанта флота, русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.
Родился знаменитый мореплаватель в 1877 году на хуторе Кривая Коса, который относился к области Войска Донского (в настоящее время территория ДНР). Мальчик занимался рыбной ловлей, работал в поле, за два года окончил трехлетний курс церковно-приходской школы, но хотел быть капитаном дальнего плаванья. В 17 лет юноша ушел из отчего дома, добрался до Таганрога, а потом и до Ростова и попытался поступить в мореходные классы. Однако инспектор не спешил принимать юнца, не видевшего настоящей корабельной жизни. Чтобы стать студентом, Георгию пришлось отработать все лето и начало осени на судне, бороздившем Черное и Азовское моря.
Получив образование, Седов работал не покладая рук. Со временем у него появилась цель – добраться до Северного полюса. Подготовка к экспедиции началась в начале лета 1912 года и сопровождалась трудностями: не хватало денег, не было нужного количества собак, привыкших ходить в упряжке, и даже часть снаряжения и припасов пришлось оставить на берегу из-за слишком маленькой грузоподъемности судна. Но корабль, названный Седовым «Михаил Суворин», все же отправился в путь.
Экспедиции пришлось зимовать во льдах, все это время исследовательская работа продолжалась. На материке членов экипажа считали погибшими, но в сентябре 1913 года несколько человек добрались до Архангельска и доставили доклад Седова Географическому обществу.
Той же осенью Георгию Седову с оставшимися на судне членами экипажа удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где было решено остаться на зимовку. Положение было плачевным: на корабле не хватало топлива и еды, команда и капитан болели цингой. Несмотря на сложные условия, Седов решил отправиться в пеший поход к Северному полюсу. Через неделю он слег, но велел привязать себя к нартам и двигаться дальше. На 18-й день похода Георгий Седов умер. Ему было 37 лет. По одной из версий, выжившие члены экспедиции похоронили его в снегу, сделали крест из лыж, положили рядом знамя, которое капитан мечтал установить на Северном полюсе, и отправились назад к кораблю. Рядом с отдавшим жизнь Северу капитаном добровольно осталась одна из собак.
Не менее трагичной оказалась и судьба ледокола. Опыта зимовки в сложных условиях Севера ни у кого из 217 человек (пассажиры и члены команд трех кораблей) не было. 10 ноября все суда погасили топки, начали отапливать помещения буржуйками и использовать для освещения керосинки. Весной следующего года самолетами с судов вывезли пассажиров – на трех кораблях осталось 33 человека.
В июне 1938 года на «Георгии Седове» обнаружились серьезные неполадки. После обследования водолазам стало понятно: во время сжатия льды сильно повредили руль парохода. В августе к каравану смог пробиться ледокол «Ермак», но все попытки буксировать «Георгия Седова» оказались неудачными. В сентябре была предпринята еще одна попытка вызволить корабль, но два ледокола, «Иосиф Сталин» и «Литке», не смогли дойти до него около 60 миль – путь преградили крупные льды, передвижению мешал сильный туман. Ледоколы отозвали обратно.
В том же месяце судно повредили льды, оно накренилось на 30 градусов. В таком положении «Георгий Седов» продолжал дрейфовать до лета 1939 года, когда к нему на расстояние 25 миль смог подобраться «Иосиф Сталин». Оставшееся расстояние ледокол преодолевал 10 дней, но в этот раз «Георгия Седова» смогли вывести на чистую воду и доставить на Шпицберген.
Дрейф судна продолжался 812 дней, оно преодолело больше 3300 миль.
В январе 1940 года корабль наградили орденом Ленина.
«Интересно, что моряки парохода никогда не готовились к проведению научных наблюдений. Они могли и не проводить их, а заниматься только спасением судна, и никто не упрекнул бы их за это. Однако собранные ими данные представляли настолько большую научную ценность, что именно эта деятельность была в первую очередь отмечена в указе о присвоении всем участникам дрейфа звания Героя Советского Союза», – пишет korvet2.ru.
В тяжелых условиях «седовцы» поводили наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести. Благодаря им была уничтожена легенда о Земле Санникова – острове-призраке, который некоторые мореходы якобы видели в Северном Ледовитом океане.
Во время Великой Отечественной войны героический корабль снова оказался в строю – он входил в состав Беломорской военной флотилии.
Поделиться122020-08-02 13:12:30
25 лет ОАО "Совкомфлот"
Поделиться132020-08-02 13:17:18
Спасательная экспедиция на ледоколе "Владивосток" по высвобождению научно-экспедиционного судна „Михаил Сомов" из льдов Антарктики
Поделиться142020-09-04 18:09:48
4 сентября 1913 года был открыт архипелаг Северная Земля // Тайна двух капитанов ...
Открытие совершили участники Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910–1915 годов под руководством Б.А. Вилькицкого. Открытый архипелаг расположен в Северном Ледовитом океане на границе Карского моря и моря Лаптевых. Первое название архипелага — Земля Николая II. 11 января 1926 года постановлением Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета он был переименован в Северную Землю.
Тем не менее участники экспедиции Б.А. Вилькицкого были не первыми людьми, оказавшимися на архипелаге. На самом южном мысе архипелага сохранился столб, установленный поморами в XIV–XV веках, он использовался для вытягивания на берег гружёных лодок. Кроме того, есть предположение, что ранее, также в 1913 году, до архипелага добралась пропавшая экспедиция арктического исследователя В.А. Русанова, следы которой были обнаружены на пути к архипелагу.
Подробно архипелаг Северная Земля был исследован в 1930-х годах экспедицией Георгия Ушакова. Пройдя около 11 000 км и проведя инструментальную съёмку площади в 26 700 км², экспедиция составила первую точную карту архипелага.
Архипелаг состоит из 4 крупных островов (Октябрьской Революции, Большевик, Комсомолец, Пионер) и нескольких мелких. Общая площадь — около 37 000 км2. 47 % площади Северной Земли покрыто льдом. На архипелаге насчитывается 20 крупных ледников. Берега островов местами скалисты и обрывисты, изрезаны глубокими фьордообразными заливами. На Северной Земле находится самая северная островная точка Азии — мыс Арктический на острове Комсомолец.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана началась в 1910 году. Специально для неё на Невском заводе в Петербурге были построены два ледокола — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тысячи тонн каждый и мощностью машин в 1,2 тысячи лошадиных сил. Основная цель экспедиции была разведать Северный морской путь и пройти по нему из Владивостока в Архангельск.
За три года экспедиция изучила Восточно-Сибирское и Чукотские моря, описала Медвежьи и Новосибирские острова, часть материкового побережья.
3 сентября 1913 года вахтенные офицеры на двух судах внесли в судовые журналы одинаковую запись: «По носу на горизонте виднеется земля».
4 сентября на мысе Берга был зачитан приказ начальника экспедиции об открытии новых земель и присоединении их к России. Под оружейные залпы на берегу был поднят русский флаг.
Первоначально архипелаг был назван «Тайвай» (по первым слогам экспедиционных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач»). В 1914 году он был переименован в «Землю Императора Николая II», а в 1926 году — в Северную Землю.
На почтовых марках изображены ледокольные пароходы «Вайгач», «Таймыр» и портрет Б.А. Вилькицкого; на полях почтового блока — пейзаж архипелага Северная Земля.
Поделиться152020-09-04 18:10:15
» Мореплавание и Флот Русского Мира » Ледокольный Флот Великой России
Поделиться162020-11-04 05:22:47
» Мореплавание и Флот Русского Мира » Ледокольный Флот Великой России
Поделиться172021-01-22 15:18:58
» » Ледоколы на почтовых марках и конвертах / Россия - 2017 »
Поделиться182021-02-26 13:53:18
» » Ледоколы на почтовых марках и конвертах / Россия
Поделиться192021-08-02 15:41:11
29 июля в рамках серии «Морской флот России» в почтовое обращение вышли две марки с изображениями арктического нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» и танкера «Штурман Альбанов»
Терминал «Ворота Арктики», расположенный в акватории Обской губы в районе села Мыс Каменный, предназначен для круглогодичной отгрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Терминал находится в пресных водах, толщина льда вокруг него в зимний период может превышать 2 метра — это потребовало применения уникальных технических решений, которые обеспечивают его надёжную работу в условиях Крайнего Севера. На берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая гарантирует герметичность трубопровода. Установка терминала «Ворота Арктики», общая высота которого превышает 80 м, производилась с помощью одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов» грузоподъёмностью 5 тыс. тонн.
«Штурман Альбанов» — первый из шести танкеров класса Arc7, построенных для обеспечения круглогодичного вывоза нефти с Новопортовского месторождения. Грузовместимость судна около 38 тыс. тонн нефти. Судно спроектировано с учётом малых глубин Обской губы и климатических условий Арктики. Максимальная осадка танкера в пресной воде составляет 9,5 м. При этом его ширина и длина соответствуют размерам танкера с грузоподъёмностью в два раза больше. «Штурман Альбанов» может двигаться во льдах самостоятельно по каналу, предварительно подготовленному атомным ледоколом. Корпус танкера изготовлен из специальной высокопрочной и устойчивой к низким температурам стали, увеличена толщина стенок. Судно оборудовано носовым погрузочным устройством, позволяющим присоединять, удерживать танкер и принимать нефть с терминала «Ворота Арктики». Без сопровождения ледокола судно может преодолевать лёд до 1,8 м толщиной кормой и до 1,4 м носом. Танкер оборудован винторулевыми колонками, способными вращаться на 360 градусов вокруг своей оси, что даёт дополнительную манёвренность при движении носом и кормой. Судно названо в честь штурмана, принимавшего участие в полярной экспедиции на паровой шхуне «Святая Анна».
На почтовых марках изображены арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» и танкер «Штурман Альбанов».
Дополнительно к выпуску почтовых марок изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска, а также два картмаксимума, художественная обложка, внутри — почтовые марки и виньетка.
Художник-дизайнер: А. Московец.
Номинал: 30 р.
Размер марок: 50×37 мм, размер листа: 124×212 мм.
Форма выпуска: лист с оформленными полями (2×4) из 8 марок и купона.
Тираж: по 68 тыс. марок (17 тыс. листов).
Поделиться202021-09-03 17:23:54
1 сентября в почтовое обращение вышла марка, посвящённая судостроительному комплексу «Звезда».
Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК «Звезда») — российское судостроительное и судоремонтное предприятие в городе Большой Камень Приморского края. 1 сентября 2016 года в присутствии Президента Российской Федерации состоялся торжественный запуск первой очереди. В 2018 году начались работы по сооружению второй очереди верфи; предполагается завершить постройку в 2024 году.
В 2020 году на воду спущены первые суда «Звезды»: нефтеналивной танкер нового поколения «Владимир Мономах» и многофункциональное судно снабжения «Катерина Великая». Суда таких размеров и сложности раньше в России не строили. Сегодня в портфеле заказов ССК «Звезда» свыше 50 судов, в том числе самый мощный в мире ледокол «Лидер».
На почтовой марке размещены изображения многофункционального судна снабжения «Катерина Великая», верфи и логотипа СКК «Звезда».
Дополнительно к выпуску почтовой марки будут изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы и Владивостока.
Художник-дизайнер: А. Поварихин.
Номинал: 50 р.
Размер марки: 37×37 мм, размер листа: 131×137 мм.
Форма выпуска: лист из 9 (3×3) марок.
Тираж: 126 тыс. марок (14 тыс. листов).
Поделиться212021-11-04 05:43:03
B рамках серии «Морской флот России» в почтовое обращение вышли две марки с изображениями арктического нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» и танкера «Штурман Альбанов».
Терминал «Ворота Арктики», расположенный в акватории Обской губы в районе села Мыс Каменный, предназначен для круглогодичной отгрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Терминал находится в пресных водах, толщина льда вокруг него в зимний период может превышать 2 метра — это потребовало применения уникальных технических решений, которые обеспечивают его надёжную работу в условиях Крайнего Севера. На берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая гарантирует герметичность трубопровода. Установка терминала «Ворота Арктики», общая высота которого превышает 80 м, производилась с помощью одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов» грузоподъёмностью 5 тыс. тонн.
«Штурман Альбанов» — первый из шести танкеров класса Arc7, построенных для обеспечения круглогодичного вывоза нефти с Новопортовского месторождения. Грузовместимость судна около 38 тыс. тонн нефти. Судно спроектировано с учётом малых глубин Обской губы и климатических условий Арктики. Максимальная осадка танкера в пресной воде составляет 9,5 м. При этом его ширина и длина соответствуют размерам танкера с грузоподъёмностью в два раза больше. «Штурман Альбанов» может двигаться во льдах самостоятельно по каналу, предварительно подготовленному атомным ледоколом. Корпус танкера изготовлен из специальной высокопрочной и устойчивой к низким температурам стали, увеличена толщина стенок. Судно оборудовано носовым погрузочным устройством, позволяющим присоединять, удерживать танкер и принимать нефть с терминала «Ворота Арктики». Без сопровождения ледокола судно может преодолевать лёд до 1,8 м толщиной кормой и до 1,4 м носом. Танкер оборудован винторулевыми колонками, способными вращаться на 360 градусов вокруг своей оси, что даёт дополнительную манёвренность при движении носом и кормой. Судно названо в честь штурмана, принимавшего участие в полярной экспедиции на паровой шхуне «Святая Анна».
На почтовых марках изображены арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» и танкер «Штурман Альбанов».
Дополнительно к выпуску почтовых марок изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска, а также два картмаксимума, художественная обложка, внутри — почтовые марки и виньетка.
Художник-дизайнер: А. Московец.
Номинал: 30 р.
Размер марок: 50×37 мм, размер листа: 124×212 мм.
Форма выпуска: лист с оформленными полями (2×4) из 8 марок и купона.
Тираж: по 68 тыс. марок (17 тыс. листов).
Поделиться222022-02-18 15:51:22
Ледокольный Флот Великой России
Поделиться232022-04-09 17:28:02
«50 ЛЕТ ГЕРОИЧЕСКОМУ ПОХОДУ «ЧЕЛЮСКИНА» СССР 1984
Поделиться242022-07-21 09:50:33
28 июля в почтовое обращение выйдет марка, посвящённая 200-летию со дня рождения инженера-судостроителя, изобретателя первого в мире ледокола Михаила Осиповича Бритнева.
На марке изображены портрет М.О. Бритнева и ледокольное судно «Пайлот».
Дополнительно к выпуску почтовой марки будут изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы и Санкт-Петербурга, а также картмаксимум.
Художник-дизайнер: М. Подобед.
Номинал: 45 р.
Размер марки: 42×30 мм; размер листа 146×174 мм.
Форма выпуска: лист из 15 (3×5) марок.
Тираж: 120 тыс. марок (8 тыс. листов).
Поделиться252022-08-01 20:08:24
28 июля в почтовое обращение вышла марка, посвящённая 200-летию со дня рождения инженера-судостроителя, изобретателя первого в мире ледокола Михаила Осиповича Бритнева.
Михаил Осипович Бритнев (1822–1889) — русский судовладелец, судостроитель, создатель первого в мире ледокольного судна.
По заказу Бритнева был построен винтовой буксир «Пайлот» с усиленным корпусом и мощной машиной.
Бритнев предложил свой способ борьбы со льдом: он использовал для разрушения ледового покрова не специальные приспособления, а вес самого
судна. После предварительных испытаний в 1864 году по его проекту был перестроен пароход «Пайлот». Носовую оконечность «Пайлота» переделали и укрепили, заострили и срезали под углом 20 градусов ниже ватерлинии к линии киля по образцу поморских лодок, так чтобы он мог «вползать» на лёд, разрушая его своей тяжестью. Судно обеспечивало себе проход в пробитом им же канале. Наклонный форштевень помогал не только ломать лёд, но и значительно ослаблял силу удара при встрече со льдинами. Благодаря этому, имея обычную обшивку корпуса, «Пайлот» за всё время эксплуатации ни разу не получил серьёзных повреждений. Этот способ, впервые в мире применённый на практике, используется до сегодняшнего дня ледоколами мира вплоть до атомных. Впоследствии такую форму носа назвали «ледокольной», а сам пароход признали прообразом нового типа судов — ледоколов.
На марке изображены портрет М.О. Бритнева и ледокольное судно «Пайлот».
Дополнительно к выпуску почтовой марки изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы и Санкт-Петербурга, а также картмаксимум.
Художник-дизайнер: М. Подобед.
Номинал: 45 р.
Размер марки: 42×30 мм; размер листа 146×174 мм.
Форма выпуска: лист из 15 (3×5) марок.
Тираж: 120 тыс. марок (8 тыс. листов).
Поделиться262022-09-30 19:08:29
22 сентября в рамках серии «Атомный ледокольный флот России» вышли две почтовые марки, посвящённые атомным ледоколам «Арктика» и «Сибирь»
Строительство головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 начато в 2012 году на верфи «Балтийский завод», заложен 5 ноября 2013 года. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Поднятие флага и передача в эксплуатацию ФГУП «Атомфлот» произошло 21 октября 2020 года, при участии премьер-министра России Михаила Мишустина.
Первый серийный ледокол «Сибирь» был заложен 26 мая 2015 года. Спуск на воду состоялся 22 сентября 2017 года. 25 января 2022 года первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 официально вошёл в состав ФГУП «Атомфлот». Церемония поднятия Государственного флага России прошла в порту приписки города Мурманска.
Параметры ледоколов: длина — 172,7 м (160,0 м по КВЛ); ширина — 34,0 м (33,0 м по КВЛ); высота — 15,2 м (борта на миделе), 54,0 м (наибольшая); двигатели — 2 ядерных реактора РИТМ-200 по 175 МВт. Рассчитаны на преодоление ровного льда толщиной 2,8 метра со скоростью 1,5–2 узла (3,0 метра наибольшая). Являются двухосадочными ледоколами: при глубокой осадке способны проламывать толстые океанские льды, при мелкой — работать в руслах рек.
На почтовых марках изображены атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» на фоне ледовых пейзажей и символы атома.
Дополнительно к выпуску почтовых марок изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска, а также картмаксимумы, художественная обложка, внутри — почтовые марки, виньетка, конверт первого дня с гашением для Мурманска.
Художник-дизайнер: М. Бодрова.
Номинал: 18 р.
Размер марок: 50×37 мм, размер листов: 124×212 мм.
Форма выпуска: листы с оформленными полями (2×4) из 8 марок и купона.
Тираж: 120 тыс. марок (15 тыс. листов).
Поделиться272023-09-01 19:04:23
В Костроме в честь известной женщины-полярницы был погашен почтовый конверт
Торжественная церемония специального гашения художественного почтового конверта в честь 120-летия со дня рождения известной полярницы Нины Демме состоялась в Костроме 20 мая, сообщает пресс-служба администрации Костромской области.
Для гашения конверта был специально изготовлен штемпель с изображением Демме.
«Право нанесения первого оттиска было предоставлено губернатору Костромской области Сергею Ситникову, директору управления „Почты России“ по Костромской области Александру Тычинину и председателю регионального отделения Русского географического общества Роману Рябинцеву», — говорится в сообщении.
Всего было выпущено 200 тысяч конвертов с изображением Нины Демме. Также по инициативе Русского географического общества Демме будет посвящена книга и фильм.
«Вопросы, связанные с историей, изучением, освоением Арктики, подвигов, которые совершали русские полярники, сегодня стоят принципиально и должны проходить „красной линией“. Это доказательство того, что наша страна сделала огромный вклад в изучение Арктики. Это наши национальные интересы», — сказал Сергей Ситников.
Напомним, костромичка Нина Демме всю жизнь занималась исследованием Арктики. В 1929 году она вошла в состав экспедиции Отто Шмидта. Также Демме возглавляла зимовку на Северной Земле.
Поделиться282024-01-07 21:04:58
Мореплавание и Флот Русского Мира » Ледокольный Флот Великой России
Поделиться292024-06-05 11:57:05
Арктические гражданские атомоходы в отечественной филателии – часть первая
Эпоха атомных ледоколов.
В предыдущих публикациях на портале GoArctic я уже начал рассказ об отечественных полярных судах, отражённых на почтовых марках, конвертах, карточках, открытках, штемпелях спецгашений. Но в конце 50-х годов прошлого века началась новая эра в истории покорения и изучения Арктики – эпоха атомных ледоколов, которые сыграли выдающуюся роль в освоении Северного Ледовитого океана и Северного морского пути. Нигде в мире не было (и до сих пор нет) судов подобного типа. Наш атомный ледокольный флот – уникальный и единственный в мире.
А началась эта эпоха благодаря стараниям сотен ученых и специалистов, целых научных и производственных коллективов. Но имя одного человека все-таки стоит в этой плеяде первым. Это – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, основатель, начальник и главный конструктор нижегородского Опытного конструкторского бюро машиностроения Игорь Иванович Африкантов (1916–1969). Именно он создал ядерный реактор для первого в мире советского атомного ледокола «Ленин». Только вот имя Игоря Курчатова, как основателя советской ядерной энергетики, знают почти все, а Игоря Африкантова, к сожалению, – лишь единицы ...
Далее статья по ссылке :
Поделиться302024-10-08 17:23:27
Почтовая карточка об иркутском купце Александре Сибирякове выходит 8 октября
8 октября 2024 года выходит в свет почтовая карточка с оригинальной маркой в серии «Географические проекты» и к ней однодневный специальные почтовые штемпеля для гашения в Москве, Иркутске и Томске.
Сто семьдесят пять лет назад, 8 октября (26 сентября) 1849 года, в Иркутске родился Александр Михайлович Сибиряков (умер 2 ноября 1933, Ницца) - известный золотопромышленник, исследователь Сибири, гласный Иркутской городской думы (1885–1895), потомственный почётный гражданин Иркутска.
Наибольшую известность Александр Сибиряков получил как человек, финансировавший научные исследования Сибири, и как самостоятельный исследователь. На его средства были обследованы река Ангара и водораздел рек Оби и Енисея (1878), значительные средства он выделял ВСОРГО.
Сам Сибиряков работал над идеей северного морского пути. Вместе с Оскаром Диксоном он финансировал экспедицию Норденшильда, а в 1880 году совершил плавание в устье реки Енисей через Карское море. В 1881 году он напечатал отчёт об этом плавании в «Известиях ВСОИРГО».
Исследовательская деятельность иркутского предпринимателя была широко известна и получила признание в России и за рубежом. Именитый сибиряк был награждён крестом ордена Полярной звезды от короля Швеции за помощь в организации экспедиции Норденшельда, Пальмовой ветвью от правительства Франции за содействие экспедиции Джорджа Де-Лонга, серебряной медалью Русского географического общества.
В 1904 году Александр Сибиряков вместе с Дмитрием Менделеевым был избран в почётные члены Томского университета.
Много сделал Сибиряков и для своего родного Иркутска: щедрые пожертвования учебным заведениям города, финансирование строительства храма во имя Казанской иконы Божьей Матери, устроение главного храма в Вознесенском монастыре. Иркутской гимназии он подарил скульптуру Марка Антокольского и три пейзажа Ивана Айвазовского, публичной библиотеке - много ценных изданий на русском и иностранных языках, в том числе «Полное собрание летописей» и «Известия Географического общества» за несколько лет.
В 1893 году Сибирякову было присвоено звание почётного гражданина Иркутска. В настоящее время имя Александра Сибирякова носит музей истории города Иркутска.
Исследователь Арктики Адольф Эрик Норденшёльд назвал его именем остров в Енисейском заливе. Имя Александра Сибирякова донесли до наших дней названия нескольких кораблей.
Первым был пароход, построенный в 1908 году в Англии; в 1915 году он был куплен Россией и назван «Александр Сибиряков». Он имел героическую историю. В 1932 года этот корабль совершил первое в мире сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию (от Архангельска до Владивостока).
6 августа 1942 году «А. Сибиряков» (капитан старший лейтенант А. А. Качарава ) в неравном бою с немецким крейсером «Адмирал Шеер» погиб недалеко от острова Диксон. В его честь этим именем был назван другой ледокольный пароход (плавал до 1972 года), а позднее - теплоход, плавающий и поныне.